Підводні камені децентралізації

Взгляд из США: как украинское село переходит от централизованного управления к децентрализованного контроля

Томас Джонс относится к числу известных в мире экспертов по развитию сельских населенных пунктов. Он является профессором экономики сельского хозяйства Университета Фрэнка Миллера и Школы международных отношений Университета Миссури (США). Томас специализируется на экономике развития сельской местности, анализе экономического влияния, финансах местного самоуправления. Недавно Томас Джонс побывал в нашей стране и ответил на вопрос о целесообразности внедрения новой сельской политики и ее перспективы.

– Какова цель Вашего визита в Украину?

– Я приехал в Украину для того, чтобы узнать, в каком контексте здесь развивается сельская политика. На основе данных, которые получу, и с учетом опыта США, Канады и стран Европейского Союза мы вместе с учеными Университета Миссури подготовим рекомендации по реализации политики сельского развития для украинского правительства.

Сельское развитие на основе лидерства общин должна разрабатываться очень тщательно, чтобы соответствовать условиям тех стран, где эта программа внедряется. Правительство должно создать условия для соответствующей работы местной власти. Поэтому сейчас мне очень важно понять реальную ситуацию, которая складывается в украинском сельской местности.

Вы имели возможность ознакомиться с этой ситуацией. Как бы Вы ее охарактеризовали?

– Процесс децентрализации власти уже происходит. Активно создаются объединенные территориальные общины. В то же время нужно не забывать о главном условии децентрализации – консолидированные территориальные общины смогут обеспечивать процветание только в том случае, если имеют для этого необходимые инструменты, финансирование и благоприятное для местного бизнеса регуляторная среда.

Что даст Украине новая политика сельского развития?

– Хорошо обоснованная политика сельского развития позволяет местным властям создавать условия, будут привлекательными для новых работодателей, инвесторов и, что самое важное, – для молодых людей, которые получат стимулы оставаться работать в этих общинах, обустраиваться вместе со своими семьями. Для этого нужно, чтобы общины имели стратегическое видение, могли планировать на годы вперед и имели устойчивые стабильные источники финансирования такого развития. Без этих условий устойчивое развитие невозможно.

Местные органы власти нуждаются в стабильной и понятной доходной базе. Ее обеспечивают результаты труда людей, а также земельные ресурсы. Пока вопрос земельных ресурсов остается неурегулированным, ожидаемой устойчивой доходной базы не будет.

Чтобы земельный рынок заработал, нужно чтобы было большое количество покупателей и продавцов, а также полная прозрачность в работе этого рынка. Для того, чтобы иметь большое количество покупателей, нужна эффективная финансовая система, которая позволила бы людям иметь средства на приобретение земли. Пока, насколько я вижу, у вас с этим большие проблемы.

Еще один проблемный вопрос. Я вижу много предпринимательских тенденций в Киеве, других городах. Но думаю, я пока не вижу деловой активности в сельской местности. Правительству необходимо поощрять предпринимательский инновационный риск и в деревне.

Переход от централизованного управления к децентрализованного контроля требует установка не только основных подходов, но и множества деталей. Самое главное – должен быть баланс между обязанностями объединенной общины, резко увеличатся, и организационно-финансовыми ресурсами, без этого хорошей работы не будет. Не надо эйфории от процесса, нужно придирчивый и очень грамотный подсчет ресурсов, без которых общество не сможет развиваться. Я вижу в этом большую проблему для ваших реформ.

Что должен сделать украинское правительство, чтобы ускорить внедрение новой политики сельского развития?

– Название три первые шаги. Прежде всего, речь идет о развитии надежного и эффективного рынка земли.

Второй шаг – это надежный и эффективный финансовый рынок. Он должен быть доступным не только для тех, кто желает приобрести землю сельскохозяйственного назначения и работать на ней, но и для местных органов власти, чтобы они могли делать стратегические инвестиции. Ведь хорошо известно, что для получения доходов необходимо вложить предыдущие инвестиции, на пустом месте ничего не будет.

А третьим шагом должно быть установление четкой, сбалансированной и справедливой соответствия между обязанностями сельских или местных советов и источниками финансовых поступлений в их бюджеты. Механизм не заработает, если, скажем, обязанности будут слишком высокими, а поступления – низкими.

Сегодня Украина может воспользоваться опытом многих успешных стран мира. Я бы вспомнил Ирландию, где мне пришлось работать 25 лет назад. Она превратилась из бедной страны Евросоюза на успешную и процветающую. Ирландцы имеют самый высокий доход в ЕС в расчете на душу населения.

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Tags :

Немає коментарів

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *